Те, кто занимается дипломатией ради титула и денег, не имеют никакого представления о дипломатическом ремесле. Они наносят огромный ущерб делу, которое им доверили. Ф. Кальер фр. дипломат, протоколист Я представляю читателям ряд статей и лекций, написанных в разное время. Долгие годы я работаю протоколистом, и никогда не переставала удивляться острому уму, колоссальным знаниям и, прежде всего, высочайшему патриотизму таких политиков, которыми восхищался и продолжает восхищаться весь мир, и с которыми мне судьба дала счастье встречаться и работать: К. Аденауэр, Де Голль, Жискар Д’Эстен, М. Тэтчер, Г. Коль, Ф. Миттеран, А. А. Громыко, И. Ганди – собственно, все первые лица государств за те 40 с лишним лет, когда я активно работала единственной женщиной-протоколистом.
Я прошу прощения за то, что не упоминаю лиц королевских семей и всех президентов и премьеров, но, боюсь, я утомила бы вас, читатель, столь большим количеством фамилий великих людей…
Для широкой публики дипломатия – это искусство обмана, царство условностей и протокола, роскошной жизни и безделья. Это в значительной степени результат закрытости этой профессии, скажем, как специальность разведчика, но о последних существует огромная детективная литература, масса кинофильмов (чего стоит «17 мгновений весны…»). Книги о дипломатах можно перечислить по пальцам, в фильмах их показывают лишь на роскошных приемах. Я часто говорю на лекциях, что дипломат – это «штучное» производство, тем более протоколист, который должен обязательно знать все гуманитарные науки – от истории искусства до истории религии, геральдики и т. д., и т. п.
Меня безумно поразил и возмутил тот факт, что во время приезда Клинтона, президента США, на флагштоке в Борисполе висел стандартный для таких случаев американский флаг и… крошечный, вылинявший флаг Украины. Был после этого случая «круглый стол», и я спросила у человека, отвечавшего за мероприятие: читал ли он Венскую конвенцию 1961 года и что все это значит?! Ответ был потрясающе прост: «украинский флаг кто-то украл». К счастью, успокоила я себя, вспомнив, как говорил Мишель де Монтень, французский философ, рассматривающий человека как самую большую ценность: «Нелепо судить на основании какой-нибудь одной черты о вещах многообразных», в данном случае о протоколе. Жюль Камбон на основе изучения многовековой деятельности дипломатов-протоколистов приходит к такому выводу: «Я не знаю деятельности более разнообразной, чем профессия дипломата-протоколиста. Во всяком случае, нет такой профессии, где было бы так мало твердых правил и так много основанного на традиции, где для успеха требовалась бы большая настойчивость и … где человек должен был бы обладать большей твердостью характера и независимостью ума». Мы, к сожалению, часто путаем этикет и протокол, манеры и манерничанье, высокую мораль и моду на поведение. В Венской конвенции сказано: «Свод правил, условностей и традиций, с помощью которых общаются государства, крупные международные структуры друг с другом, называется протоколом». Но есть еще так называемые «национальные нюансы»… По приезду высокого гостя мы дарим каравай, в Индии такому же гостю оденут гирлянду из цветов… Будьте внимательны, протоколисты, и подскажите своему руководству: если нет в гирлянде цветов бога Ра (то, что мы называем календулой или ноготками) – переговоры будут сложнее, чем вы себе представляли… Протокол – это язык знаковости. Как кто-то улыбнулся, кто встречает и как встречает, и т. д., и т.п. Помогите руководству, ибо протоколист обязан знать, как делается политика. И что такое жизнь. «Слишком многими знаниями и достоинствами следовало бы обладать, чтобы заменить ими этикет», – эти слова великого Конфуция тоже должен знать протоколист. Ибо времена меняются, но мораль и сущность работы протоколиста – нет. Сложная работа у настоящих протоколистов, но, как показывает жизнь, в них нуждаются все: и МИД, и все эшелоны власти, и крупные банки… Но где их взять, такое количество протоколистов? Я живу надеждой, что в мой стране, которая подарила миру Бойко, Шлепакова, Мартыненко, Батюка и много, много других светлых голов, осознают, что протоколист – подготовка «поштучная»… осознают и станут готовить настоящих протоколистов. Галина Науменко |